ПУБЛИЧНЫЙ ДОКЛАД
МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА
ДЕТСКИЙ САД № 8 "ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК"
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЗА 2008/2009 УЧЕБНЫЙ ГОД
Заведующий |
В 1975 году окончила Архангельское педагогическое училище, в 1998 году – Поморский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Стаж педагогической работы – 34 года, в должности заведующей – 9 лет. Имеет высшую квалификационную категорию. Носит звание «Почетный работник общего образования РФ». Депутат городского Совета депутатов Мирного четвертого созыва (2009).
Имя Светланы Васильевны внесено в энциклопедию «Лучшие люди России» (2009).
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Детский сад «Золотой ключик» построен по типовому проекту и был открыт 1 июня 1967 г. как структурное подразделение войсковой части 13991.
1 сентября 2002 года детский сад был ликвидирован как подразделение войсковой части 13991 и открыт как муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 8 «Золотой ключик».
Адрес: 164170, г. Мирный, Архангельская область, ул.Ломоносова, д. 7.
Телефон: 8 81834 54359 - заведующий МДОУ № 8.
Свидетельство о государственной аккредитации № 1692 от 20.06.2006.
Лицензия на образовательную деятельность № 3257 от 02.03.2009.
Статус ДОУ - детский сад общеразвивающего вида второй категории с приоритетным осуществлением физического и познавательно-речевого развития воспитанников.
Корпус детского сада в кирпичном исполнении, здание двухэтажное, имеет все основные коммуникации: центральное отопление, горячее и холодное водоснабжение, канализацию и электроснабжение.
Территория детского сада хорошо озеленена, 9 из 10 возрастных групп имеют игровые площадки.
Деятельность МДОУ направлена на реализацию основных задач дошкольного образования:
-
сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
-
физическое, интеллектуальное и личностное развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей: оказание помощи семье в воспитании детей и материальной поддержки, гарантированной государством.
Программа развития МДОУ № 8 на 2007-2012 годы
Цель
Обеспечить максимальное развитие и саморазвитие детей на основе психоэмоционального благополучия, с использованием современных программ, технологий, способствующих реализации образовательных задач и социального заказа родителей.
Задачи программы развития
-
Совершенствовать педагогическое мастерство, использовать передовые технологии речевого развития детей.
-
Повышать познавательную активность детей на основе интегративного подхода в воспитательно-образовательном процессе, с применением проектного метода.
-
Обеспечивать единство физического, психического, духовно-нравственного развития в сохранении и укреплении здоровья дошкольников.
-
Осуществлять поиск новых путей повышения профессиональной компетентности педагогов.
-
Создавать родительские объединения (попечительский совет, творческие группы, клубы по интересам) для более успешного вовлечения семьи в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.
-
Обеспечить взаимосвязь всех видов художественно-эстетической деятельности для разностороннего развития творческих способностей ребёнка.
-
Обновлять содержание образования через увеличение количества дополнительных услуг и создание авторских программ.
-
Повышать прибыльность детского сада за счёт введения платных дополнительных услуг.
МДОУ Детский сад № 8 награждён дипломом победителя IV Всероссийского конкурса «Успех – 2008» в номинации «Лучшая отрасль, предприятие, структурное подразделение, возглавляемое женщиной в области народного хозяйства, в том числе принимающие участие в реализации национального проекта “Качественное образование”».
Структура управления МДОУ Детский сад № 8 «Золотой ключик» соответствует Закону РФ «Об образовании», осуществляется в соответствии с законодательством РФ и Уставом и построена на сочетании принципов самоуправления и единоначалия.
В МДОУ № 8 структура управления носит линейный характер. По вертикали прослеживается разделение труда и иерархия управленческих уровней: от заведующего до обслуживающего персонала. По горизонтали – расстановка отдельных руководителей во главе отдельных подразделений: заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе (методическая служба, воспитатели), заместитель заведующего по административно-хозяйственной работе (хозяйственная служба).
Линейная структура управления МДОУ
I уровень – заведующий ДОУ.
Управленческая деятельность заведующего обеспечивает:
-
материальные, организационные,
-
правовые,
-
социально–психологические условия для реализации функции управления образовательным процессом в ДОУ.
Объект управления заведующего – весь коллектив.
II уровень – заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе, заместитель заведующего по административно-хозяйственной работе, главный бухгалтер, шеф-повар.
Объект управления управленцев второго уровня – часть коллектива согласно функциональным обязанностям.
III уровень управления осуществляется воспитателями, специалистами и обслуживающим персоналом.
Объект управления – дети и их родители.
Демократизация и гуманизация жизни МДОУ возможны лишь на основе новых принципов управления. Управлять - это значит уметь анализировать состояние дел, наметить цель, пути достижения этой цели, принять управленческое решение.
Каждый сотрудник знает, в какие взаимоотношения он включается, выполняя свои должностные обязанности: кому подчиняется, перед кем ответственен, кем (чем) руководит, каким образом выполнение им функциональных обязанностей сказывается на качестве воспитания и обучения дошкольников.
Структура и механизм управления дошкольного учреждения определяют его стабильное функционирование.
Заведующий МДОУ № 8 Федоренко С.В. приняла участие и стала победителем в IV Всероссийском конкурсе деловых женщин «Успех – 2008», в номинации «Лучшая организация РФ, возглавляемая женщиной, принимающая участие в реализации национального проекта “Качественное образование”», награждена дипломом победителя конкурса (Москва, октябрь 2008 года).
3. ВОСПИТАННИКИ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Фактическая численность контингента воспитанников
- 248 детей. В детском саду представлены следующие типы структурных образований:
- группы раннего возраста - 2;
- группы дошкольного возраста – 8.
Среди воспитанников: 49 % - девочки, 51 % - мальчики.
Социальный паспорт семей
Социальные особенности семей определялись по результатам диагностики.
4. По материальной обеспеченности
В МДОУ № 8 малообеспеченные семьи составляют 3,2 %.
На основании данных характеристик можно сделать вывод, что обстановка микросоциума детей дошкольного учреждения достаточно благополучная.
4. УСЛОВИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Кадровое обеспечение воспитательно- образовательного процесса
На 01.09.2009 количество педагогических работников составляет 37 человек, включая заведующего, заместителя заведующего по учебно-воспитательной работе, старшего воспитателя. В ДОУ работают специалисты: 2 музыкальных руководителя, 2 инструктора по физическому развитию, педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог, воспитатель по экологии, воспитатель по изодеятельности, хореограф.
Квалификационные категории
Образование
4 педагога (на 01.09.2009) обучаются в высших и средних специальных учебных заведениях.
Стаж педагогической работы
Средний возраст педагогов - 36 лет.
Все педагоги осваивают новые программы, методики, технологии, обучаются на курсах. Курсы повышения квалификации за прошедший учебный год прошли 7 воспитателей.
Воспитатель Жиркова Л.М. победила в заочном конкурсе на денежное поощрение губернатора «Лучший воспитатель Архангельской области» (Архангельск, октябрь 2008 года).
Воспитатель по экологии Кезик Н.А. победила на областном конкурсе «Учитель года – 2009» в номинации «Воспитатель года» (февраль 2009 года).
Победа в областном конкурсе материалов по духовно-нравственному воспитанию детей и молодёжи «Неиссякаемый родник» в рамках Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя»: Холодова Т.Б., заместитель заведующего по УВР, – 1-е место, Жиркова Л.М., воспитатель, – 3-е место (Вологда, ноябрь 2009 года).
Материально-технические и медико-социальные условия воспитательно-образовательного процесса
Материально-техническая база МДОУ № 8 соответствует приоритетным направлениям деятельности учреждения (познавательно-речевое и физическое развитие) и постоянно пополняется.
При оформлении групповых комнат воспитатели исходят из степени безопасности используемого материала для здоровья детей, а также характера воспитательно-образовательной модели, которая лежит в основе планирования и оборудования группы.
В МДОУ имеются технические средства обучения: телевизор, видеокамера, видеомагнитофон, DVD-проигрыватель, магнитофоны в группах, музыкальный центр, компьютеры, ксерокс, принтеры, факс, сканер.
Оборудование предметно-развивающей среды в группах распределено по зонам:
-
учебная (речевой центр, центр ОБЖ, экологический центр, центр РЭМП, центр творчества, центр музыкального развития);
-
игровая (центр сюжетно-ролевых игр, центр конструирования, уголки уединения).
Для каждой возрастной группы подобран разнообразный материал для познавательного и сенсорного развития детей.
Имеется игровой материал для сюжетных игр. В группах МДОУ созданы все условия для всестороннего развития детей, для проявления и развития их творческих способностей.
В учреждении царит доброжелательная психологическая атмосфера, взрослые занимают в общении с детьми позицию равноправного партнёра, проявляя уважение к интересам и пожеланиям ребёнка.
Медико-социальные условия
К медико-социальным условиям относятся:
-
кадровое обеспечение здоровьесберегающего образовательного процесса.
Важным условием организации здоровьесберегающего образовательного процесса является укомплектованность МДОУ специалистами, обеспечивающими создание здоровьесберегающей направленности образовательного процесса: медицинскими работниками, психологом, социальным педагогом, воспитателем и инструктором по физкультуре, музыкальными руководителями, учителем-логопедом. Одним из приоритетных направлений их деятельности является планирование мероприятий по сохранению, укреплению здоровья дошкольников;
-
соблюдение воздушно-теплового режима и освещения;
-
соблюдение требований к организации воспитательно-образовательного процесса (см. раздел 4, пункт «Режим дня, программа, учебный план»);
-
организация физического воспитания дошкольников (см.раздел 7 «Сохранение и укрепление здоровья»);
-
организация питания (см. раздел 8 «Организация питания»);
-
организация медицинского обслуживания (см. раздел 7 «Сохранение и укрепление здоровья»);
-
сотрудничество с социумом (см. раздел 10 «Социальная активность и социальное партнёрство ДОУ»).
Анализ состояния здоровья детей показал, что медико-социальные условия соответствуют нормам и требованиям, работа по охране и укреплению здоровья детей и физическому развитию систематизирована. Скоординирована и взаимосвязана деятельность педагогов и медицинского персонала в реализации всех разделов программы оздоровления детей.
Режим дня, учебный план, программы, дополнительные услуги
Режим дня соответствует возрастным особенностям детей и способствует их гармоничному развитию. Установленный график приёма пищи строго соблюдаются. Ежедневная продолжительность прогулки детей составляется не менее 4-4,5 ч. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половинудня - до обеда и во вторую половину - после дневного сна. Дневной сон - один раз в день. Самостоятельная деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к занятиям, личная гигиена и др.) занимает не менее 3-4 часов. Образовательная нагрузка соответствует нормам СанПиН.
Учебный план
Воспитательно-образовательная работа в ДОУ осуществляется в соответствии с комплексными программами: «Детство» под редакцией В.И. Логиновой - 9 групп, «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой - 1 группа.
Кроме того, педагоги используют следующие парциальные программы и технологии:
- «Программа воспитания и обучения детей с фонетико- фонематическим недоразвитием речи» под редакцией Т.Е. Филичевой, Г.В. Чиркиной (реализуется на логопункте);
- «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» под редакцией О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой (1 группа);
- «Ладушки» И.М. Каплуновой (7 групп);
- «Топ-хлоп, малыши» А.И. Бурениной (2 группы);
- «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (4 группы);
- «Наш дом - природа» Н.А. Рыжовой (1 группа);
- оздоровительная технология «Навстречу друг другу» М.Н. Попова (4 группы);
- программа олимпийского образования дошкольников «Путешествие в Олимпию» (6 групп).
Дополнительные образовательные услуги Наряду с общеобразовательными услугами, МДОУ № 8 предлагает беcплатные дополнительные услуги. Работают кружки и секции:
- «Росток» (английский язык), Кезик Н.А., воспитатель по экологии;
- «Звонкие голоса» (вокал), Уземшина Е.В., музыкальный руководитель;
- «Колокольчик» (вокал), Докучаева Т.В., музыкальный руководитель;
- «Флорбол», Тухбатулин В.Н., инструктор по физической культуре;
- «Ангелочек» (православное воспитание), Холодова Т.Б., заместитель заведующего по УВР;
- «Волшебные ручки» (ручной труд), Омельченко В.Н., воспитатель;
- «Разноцветные улыбки» (рисование), Памбухчан Н.Ю., воспитатель по изодеятельности.
5. РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Приоритетные направления работы МДОУ № 8 – физическое и речевое развитие дошкольников. В соответствии с ними и с учётом анализа работы за предыдущий год были определены задачи на 2008/2009 учебный год:
-
Продолжать работу по обучению детей дошкольного возраста экспериментальной исследовательской деятельности.
-
Повышать уровень компетентности педагогов в работе по воспитанию звуковой культуры речи детей в художественно-творческой деятельности.
-
Обеспечивать духовно-нравственное здоровье, эмоциональное благополучие дошкольников (путём организации активного отдыха детей, профилактики утомляемости, приобщения дошкольников к православной культуре) с активизацией родительского участия в создании общего развивающего пространства.
Таким образом, решая поставленные задачи, педагогический коллектив работал над всесторонним развитием детей, вовлекая в этот процесс всех участников образовательного процесса.
Результаты усвоения детьми комплексной программы «Детство»
Наблюдается положительная динамика как в усвоении детьми программы в целом, так и отдельных её разделов, особенно тех, которые соответствуют приоритетным направлениям – речевому и физическому развитию.
Динамика адаптации воспитанников
Особое внимание коллектив ДОУ уделяет адаптации вновь поступивших детей. Наше дошкольное учреждение осуществляет приём детей раннего возраста с 1 года. Процесс перехода ребёнка из семьи сложен. Основные трудности возникают в период привыкания к режиму дошкольного учреждения. Приём вновь поступивших детей проводится по графику, согласованному с родителями. Медицинским персоналом ведётся постоянный контроль за физическим и психическим состоянием здоровья детей. Работниками ДОУ заполняются адаптационные листы, в которых отмечается эмоциональное, физическое и психическое состояние воспитанников (настроение, сон, как кушает, играет и т. д.). Во время привыкания родители находятся вместе с детьми, что способствует более лёгкой адаптации к условиям детского сада. Коллектив детского сада уделяет особое внимание вновь поступившим детям. Для них устанавливаются щадящий режим и неполный день пребывания.
Был проведён сравнительный анализ адаптационного периода за последние два года.
Сравнительный анализ адаптационного периода
В течение последних лет не зафиксировано ни одного случая дезадаптации детей в условиях детского сада.
Динамика адаптации воспитанников
В диаграмме видна динамика адаптации воспитанников ДОУ. Детей с тяжелой степенью адаптации за 2008 год не выявлено благодаря системной работе всех служб ДОУ.
Шестой год в детском саду работает адаптационная группа «Аистёнок» для детей раннего возраста, не посещающих ДОУ, в которой родители под руководством опытных педагогов занимаются с детьми, получают необходимую информацию о возрастных особенностях детей, их эмоциональном развитии и многом другом. Для родителей проводится ряд мероприятий, в том числе тренинги, индивидуальные беседы и консультации. Группа пользуется огромным спросом у родителей, особенно на фоне общегородского дефицита мест в ДОУ. Ещё одним важным результатом работы группы можно считать значительное повышение адаптационных возможностей детей при поступлении в детский сад, быстрое привыкание к условиям ДОУ.
Динамика готовности выпускников к обучению в школе
Результатом осуществления воспитательно-образовательного процесса является качественная подготовка детей к обучению в школе. Выпускники МДОУ № 8 достаточно успешно переходят в условия новой жизненной ситуации, адаптируются в школе, чувствуют себя в коллективе класса хорошо.
По данным школ, в 2009 году период адаптации успешно прошли 94 % детей. К концу первого полугодия 2009/2010 учебного года – 100 %.
Динамика результатов коррекционной логопедической работы
Уменьшение числа нуждающихся в логопедической помощи произошло вследствие углублённой работы воспитателей над развитием звуковой культуры речи детей. Отрицательная динамика логопедической работы связана с увеличением числа детей, вновь пришедших в подготовительную группу и имеющих сложные речевые нарушения.
6. СОСТОЯНИЕ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Основное назначение методической службы на современном этапе развития непосредственно связано с созданием условий для адаптации, становления, развития и саморазвития педагогических работников, с выявлением их индивидуальных особенностей, овладением инновационными технологиями, изучением и распространением передового педагогического опыта.
В детском саду в 2008/2009 учебном году работали 2 творческие группы по направлениям: «Речевое развитие дошкольников», «Экологическое образование».
Целью создания творческой группы по экологическому образованию стала необходимость разработки методических рекомендаций и информационного обеспечения занятий с детьми на экологической тропе. Результатом деятельности группы стал сборник конспектов занятий по исследованию объектов экологической тропы.
В течение года под руководством эколога Кезик Н.А. планомерно осуществлялось внедрение в педагогический процесс инновационной технологии обучения детей исследовательской деятельности А.И. Савенкова в двух группах: старшей «Теремок» и подготовительной «Дюймовочка». Проводились семинар и мастер-класс для педагогов по применению данной методики в работе со старшими дошкольниками. В результате дети подготовительной группы освоили первый этап – проведение исследования под руководством взрослого.
Разработки в данном направлении были представлены на городском, районном (Плесецкий район) и областном уровнях.
Творческая группа по речевому развитию дошкольников разрабатывала тему воспитания звуковой культуры речи в театрализованной деятельности. Воспитатели под руководством логопеда Семушиной Ю.Н. писали сценарии пьес для детей-логопатов. Затем велась подготовка к постановкам совместно с родителями (репетиции, изготовление костюмов, декораций, атрибутов). В апреле 2009 года состоялся фестиваль мини-спектаклей «Нас сказка учит говорить», который помог детям с нарушениями звукопроизношения показать свою успешность как в речевом, так и в личностном плане. Опытом работы педагоги делились с коллегами из города, этому была посвящена публикация в журнале «Дошкольное воспитание».
Распространение передового педагогического опыта
(участие в семинарах, конференциях, методических объединениях)
Наши публикации
Журнал «Ребёнок в детском саду», № 2, 2008;
журнал «Дошкольное воспитание», № 6, 2008
«Бабушкины сказки» (заместитель заведующего по УВР Холодова Т.Б.);
журнал «Школьный психолог», № 8, 2008.
«Полезные забавы для самых маленьких» (заместитель заведующего по УВР Холодова Т.Б.);
журнал «Космопорт», статья «“Золотой ключик” – это мы!»;
журнал «Космопорт», декабрь 2008 г.;
журнал «Любимый ребёнок». Детский спецвыпуск журнала «Космопорт»;
журнал «Инструктор по физкультуре», № 2, 2009.
«Знакомство с настольным теннисом» (воспитатель по физической культуре Шульгина Е.В.);
журнал «Дошкольное воспитание», № 9, 2009.
Сценарий театрализации русской народной сказки «Про семью, про дружную, всем такую нужную» (заместитель заведующего по УВР Холодова Т.Б., музыкальный руководитель Уземшина Е.В.).
7. СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ
Нормативно-правовая база
Медицинское обслуживание детей в МДОУ строится на основе нормативно-правовых документов:
- Приказ Министерства образования РФ от 30.06.1992 № 186/272 «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в ДОУ»;
- Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.1.1249-03;
- Письмо МО РФ от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
- Методические рекомендации Минздрава и Института питания АМН «Питание детей в детских дошкольных учреждениях».
Условия осуществления оздоровительной работы
В МДОУ № 8 созданы условия, отвечающие медицинским и воспитательно-образовательным требованиям по сохранению и укреплению здоровья детей, а также повышению их работоспособности. Медицинский блок включает кабинет для приёма детей, процедурную комнату, изолятор. Кабинет оснащён медицинским оборудованием: тубус-кварцем, спирометром, динамометром, таблицей Ротта для определения остроты зрения. Процедурная комната укомплектована инструментарием: шприцами для профилактических прививок, термометрами, шпателями, аптечками для оказания помощи при анафилактическом шоке, первой помощи.
Лицензия на оказание медицинской помощи № ФС-29-01-000374 от 23.12.2009.
Медицинское сопровождение детей осуществляют врач-педиатр, курирующий МДОУ № 8 по договору с ДПО МУЗ
ЦГБ, 2 старшие медицинские сестры, медицинская сестра по оздоровлению.
Сравнительный анализ посещаемости МДОУ воспитанниками
Анализ посещаемости за два года показал увеличение дето-дней посещения и уменьшение числа дней, пропущенных по болезни. В то же время возросло и количество пропущенных дней как по причине отпусков, так и по прочим причинам:
- родители в силу разных обстоятельств оставляют детей на 1-2 дня дома;
- в списочный состав воспитанников входят дети, которые по состоянию здоровья не могут посещать детский сад и, придя на несколько дней, снова переходят на домашний режим;
- после перенесённого заболевания некоторые дети по рекомендации педиатра получают медотвод на 1-2 месяца.
Сравнительный анализ заболеваемости воспитанников
При анализе заболеваемости в МДОУ № 8 за последние два года обращает на себя внимание отсутствие резких колебаний уровня заболеваемости, за исключением ОРВИ, зависящего в большей мере от погодных условий, степени охвата детского и взрослого населения.
За 2008-2009 годы не было отмечено случаев гастроэнтерита инфекционного характера. Благодаря строгому соблюдению санитарно-гигиенических норм питания, состоянию пищеблока и содержанию детей в группах не отмечено случаев кишечных инфекций, дизентерии, сальмонеллеза и других.
За 2008 и 2009 годы не было зарегистрировано случаев заболевания краснухой, эпидемическим паротитом. На снижение заболеваемости этими инфекциями благоприятно повлияло проведение вакцинации детей.
Не отмечено случаев обострения у детей хронической патологии органов дыхания, сердечно-сосудистой системы и мочевыводящих путей. Этому способствовали система индивидуальной реабилитации и профилактики, индивидуализация рациона питания детей с учетом переносимости продуктов.
Общая соматическая заболеваемость в 2009 году снизилась по сравнению с 2008 годом на 96 случаев, что связано с эффективностью оздоровительных мероприятий в ДОУ.
Заболеваемость в яслях повысилась на 18 случаев, это связано с тем, что в ясельной группе количество детей немного превышает допустимые нормы.
Инфекционная заболеваемость в саду снизилась на 44 случая. Подъем заболеваемости наблюдался в сентябре, октябре, ноябре 2009 года, в эти месяцы отмечались вспышки ветряной оспы и скарлатины. Это связано с тем, что у детей полноценные факторы иммунной защиты ещё формируются.
Сравнительный анализ групп здоровья воспитанников
С учётом индивидуальных особенностей состояния здоровья ребёнка, перенесённых инфекционных заболеваний, эмоционального настроя дети распределяются по группам здоровья, и намечаются пути их оздоровления.
Анализ показал, что на протяжении двух лет число детей с первой группой здоровья остаётся постоянным – 20 % от общего количества. При этом наблюдается систематическое снижение количества абсолютно здоровых детей и увеличение числа детей со второй группой из числа вновь поступивших.
Оздоровительные мероприятия
Мероприятия для профилактики гриппа
В нашем МДОУ закаливание детей включает следующие мероприятия:
- умывание прохладной водой,
- широкую аэрацию помещений,
- правильно организованную прогулку,
- физкультурные упражнения, проводимые в помещении и
на открытом воздухе,
- полоскание зева,
- босохождение.
Для проведения закаливающих мероприятий в каждой групповой комнате имеется необходимый инвентарь (махровые рукавички, массажные коврики, деревянные мостики, солевые дорожки и др.).
В то же время имеется ряд проблем, затрудняющих проведение закаливающих мероприятий:
- в некоторых группах температурный режим в зимнее время не соответствует нормативам;
- отсутствие спален препятствует полноценному размещению оборудования в групповых комнатах.
Адаптация детей, поступающих в ДОУ
В течение последних лет не зафиксировано ни одного случая дезадаптации детей в условиях детского сада. Это связано с тем, что коллектив детского сада уделяет особое внимание вновь поступившим детям. Для них устанавливаются щадящий режим и неполный день пребывания.
Также для адаптации детей создаются следующие условия:
- проводится консультирование родителей;
- осуществляется индивидуальный подход к каждому ребёнку;
- формируется гибкий режим дня и предметно-развивающая среда в группах;
- ведётся постоянный контроль за посещаемостью рёбенком
МДОУ в адаптационном периоде (не более 2 часов в день в течение первых 7-10 дней с постепенным увеличением времени пребывания). Также проводится медикаментозная поддержка: использование средств неспецифической защиты от ОРВИ, адаптогенов, поливитаминов, иммуномодуляторов для часто болеющих детей, закаливание физическими методами.
Физическое развитие
Для реализации потребности в двигательной активности детей используется оборудование и инвентарь физкультурного зала и спортивной площадки, в каждой групповой комнате оборудованы центры движений в соответствии с программными требованиями и возрастом детей. В практике педагоги используют яркое разнообразное нестандартное оборудование, изготовленное родителями воспитанников и воспитателями.
В ДОУ установлен рациональный двигательный режим с учётом состояния здоровья, возрастно-половых возможностей детей, сезона года, который включает в себя:
- подвижные игры в течение дня;
- утреннюю гимнастику с использованием дыхательных упражнений;
- музыкально-ритмические и физкультурные занятия;
- физкультурный досуг и спортивные праздники;
- занятия с использованием нестандартного физкультурного оборудования;
- прогулки;
- оздоровительные мероприятия;
- самостоятельную деятельность детей в течение дня.
Интерес к физической культуре у детей и родителей поддерживается на физкультурно–оздоровительных праздниках, соревнованиях. Детский сад реализует психолого-педагогическую технологию «Навстречу друг другу» Поповой М.Н., направленную на коррекцию эмоциональных отношений между родителями и детьми через взаимодействие на совместных физкультурных занятиях. В традиционных спортивных праздниках «Папа, мама, я – спортивная семья» участвует большинство родителей, это один из любимых праздников в ДОУ. Атмосфера радости и доброжелательности, несмотря на дух соревнования, подтверждает заинтересованность детей и родителей в подобных мероприятиях.
Благодаря такому комплексному подходу в решении физкультурно-оздоровительных задач наблюдается положительная динамика физического развития дошкольников.
Сравнительная таблица показателей физического развития детей
Результаты диагностики показали незначительное повышение уровня освоения детьми двигательной культуры.
Для достижения более высоких показателей планируется:
- продолжать внедрять на занятиях по физической культуре игры с элементами спорта;
- разработать и внедрить модель двигательного режима по всем возрастам как внутренний стандарт;
- сотрудничать с родителями по вопросам физического воспитания детей с использованием новых активных форм.
8. ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ
Организация питания
Основными принципами организации рационального питания детей являются обеспечение детского организма необходимыми продуктами для его нормального роста и развития, соблюдение определённого режима питания, выполнение установленных правил технологии приготовления блюд, максимально сохраняющих ценность продуктов.
Большое значение имеет правильное сочетание блюд в рационе, что не только вносит разнообразие, но и повышает усвоение отдельных продуктов.
Старшая медицинская сестра и заведующий складом следят за соответствием продуктов детского питания и их компонентов гигиеническим нормативам, показателям безопасности и пищевой ценности продуктов, установленным санитарно- эпидемиологическими правилами и нормативами. При приготовлении и раздаче пищи исключена возможность контакта сырых и готовых к употреблению продуктов. Соблюдается режим обработки и мытья инвентаря, посуды. Графики уборки в группах и на пищеблоке проверяются ежедневно и записываются в специальные журналы.
Продукцию с пищеблока получают младшие воспитатели в отдельно промаркированную для каждого вида пищи посуду. Для получения и раздачи пищи в каждой группе имеется спецодежда. Ежедневно, 4 раза в день, медицинские работники проверяют раскладку пищи в группах и сервировку столов. Столовая и чайная посуда выделяется по списочному составу детей. При появлении трещин, сколов и других дефектов детская посуда меняется в полном объеме.
В конце каждого месяца медицинские работники ведут подсчет химического состава пищи и норм питания за месяц по накопительной ведомости, и врач делает заключение о соотношении белков, жиров, углеводов и калорийности детского питания (1/1/4).
Медсестра детского сада проверяет санитарное состояние пищеблока, условия хранения и реализации продуктов, меню и качество пищи, проводит санитарно-просветительную работу среди персонала и родителей по вопросам рационального питания. Также врач делает отбор детей для индивидуального и диетического питания.
Медицинская сестра ежедневно проверяет качество поступающих продуктов, их правильное хранение, соблюдение сроков реализации и норм при составлении меню-раскладок, технологию приготовления пищи.
Ежедневно, 4 раза в день, медсестра присутствует при закладке основных продуктов в котёл. Выдача готовых блюд проводится только после снятия пробы медсестрой или заведующим детским садом.
Продукты в МДОУ поставлялись МП «Муниципал-сервис», так как это предприятие выиграло муниципальный контракт.
В МДОУ № 8 разработана картотека блюд. На каждое блюдо составлена технологическая карта.
В технологической карте указана рецептура приготовления блюда, масса “брутто” - масса продукта до его холодной обработки, масса “нетто” - масса продукта с учетом тепловых потерь при холодной обработке, выход порций, состав и энергетическая ценность (калорийность), технология приготовления блюда.
Картотека блюд утверждена приказом заведующего МДОУ и корректируется по мере необходимости.
В МДОУ имеется 10-дневное меню, которое оформляется приказом руководителя МДОУ два раза в год: на зимне-весенний и летне-осенний периоды. В соответствии с СанПиН 2.4.1.1248-03 примерное 10-дневное меню утверждается главным врачом Роспотребнадзора.
Качество готовой продукции контролируется по журналу бракеража готовой продукции и по наличию взятых суточных проб, которые помещаются в стерильную посуду с крышкой и хранятся в холодильнике двое суток при температуре от +2 до +6 °С.
Предназначенные для реализации пищевые продукты удовлетворяют физиологические потребности детей МДОУ № 8 в необходимых веществах и энергии, отвечают предъявляемым к пищевым продуктам требованиям.
Таблица выполнения норм питания за 2009 год
В целом потребление продуктов соответствует норме. Исключение составляет потребление картофеля. Это обусловлено тем, что в мае 2009 года вышла из строя картофелечистка. В связи с этим отмечается увеличение потребления круп и бобовых (замена гарнира из картофеля). В декабре была приобретена новая картофелечистка, и нормы потребления картофеля восстановились.
Для доведения до нормы потребления фруктов в раннем возрасте планируется второй завтрак в виде сока.
Калорийность суточного рациона:
- завтрак - 25 %,
- обед - 35 %,
- полдник - 15 %,
- ужин 25 %.
Обеспечение безопасности
Основным нормативно-правовым актом, содержащим положение об обеспечении безопасности участников образовательного процесса, является Закон РФ «Об образовании», который в пп. 3 ч. 3 ст. 32 устанавливает ответственность образовательного учреждения за жизнь и здоровье воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса.
Условия, обеспечивающие безопасность образовательного процесса:
- безопасная среда (закреплённые шкафы, стеллажи; отсутствие ядовитых и колючих растений; безопасное расположение растений в группе; оборудование помещений, где находятся дети, с соблюдением мер пожарной безопасности);
- правильное хранение различных материалов, медикаментов (ножницы, иголки находятся в недоступном для детей месте, соответствуют требованиям; лекарства, а также моющие средства находятся в недоступном для детей месте);
- подобранная по росту детей мебель и ее маркировка;
- маркировка постельного белья и полотенец;
- правильное освещение.
В дошкольном учреждении разработаны: перспективный план работы с детьми по ОБЖ; тематические проекты: «Ребенок на улицах города», «Один дома», «Огонь – друг, огонь - враг», конспекты занятий. Имеется наглядный, демонстрационный материал, развивающие игры.
В связи с проведением широкомасштабной Всероссийской акции «Внимание: дети!» в МДОУ № 8 прошли следующие мероприятия:
- беседа инспектора по пропаганде ГИБДД с воспитанниками МДОУ;
- занятие с детьми подготовительной группы по ознакомлению с правилами дорожного движения, с участием инспектора по пропаганде ГИБДД;
- проведение экскурсии с участием инспектора по пропаганде ГИБДД;
- оформление уголков ОБЖ по ПДД в групповых комнатах для детей и в раздевальных - для их родителей;
- проведение тематической недели «Изучаем правила движения»;
- проведение развлечений на улице: младшие группы – «Петрушка в гостях у ребят», старшие группы - «В гостях у Светофорика»;
- игры и занятия на тему: «Школа пешеходных наук»;
- оформление выставки детских работ «Изучаем правила движения».
Большое внимание уделяется психологической безопасности личности ребёнка. В ДОУ разработана система психологического сопровождения детей в специально организованной деятельности: совместной деятельности педагога и детей, родителя и ребёнка. Воспитатели проявляют уважение к личности каждого ребёнка, создают условия для наиболее полной реализации его способностей, формируют у детей положительное отношение к сверстникам.
Основные направления деятельности администрации МДОУ № 8 по обеспечению безопасности детского сада
Второе место в городском конкурсе на лучшее противопожарное состояние муниципальных учреждений.
9. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Важной задачей в 2009 году стало экономное использование средств, выделенных местным бюджетом. Здесь было важно правильно составить смету расходов с учетом таких статей, как:
-
заработная плата сотрудников;
-
оплата льготного проезда к месту проведения отпуска и обратно;
-
питание детей;
-
обновление устаревшего технологического оборудования за счет приобретения более совершенного;
-
приобретение нового игрового оборудования для создания комфортных условий пребывания воспитанников в детском саду;
-
оплата услуг связи;
-
оплата транспортных расходов;
-
оплата услуг по содержанию имущества учреждения.
В 2009 году бюджет нашего учреждения складывался за счет средств, выделенных из местного бюджета; средств, полученных от родителей (законных представителей) за содержание детей в дошкольном образовательном учреждении (далее - родительская плата), а также за счет средств внебюджетных фондов.
Финансирование МДОУ № 8 в 2009 году
Распределение объема средств учреждения по источникам их получения
Бюджетные средства и родительская плата расходовались в соответствии со сметой расходов.
Расходы учреждения
Финансирование из бюджета идет только на социально защищенные статьи - заработную плату, налоги, коммунальные и договорные услуги.
В связи с сокращением бюджетного финансирования не выделены ассигнования на текущий и капитальный ремонт здания, а также на приобретение оборудования для групповых комнат, пищеблока и прачечной.
Несмотря на весьма скромный бюджет, детскому саду удалось закончить год без долгов, пополнить материально-техническую базу и провести косметический ремонт здания.
Расходы на организацию питания в 2009 году
10. Социальное партнерство и сотрудничество
Детский сад «Золотой ключик» - дошкольное учреждение открытого типа, активно взаимодействующее с социумом.
Взаимодействие МДОУ Детский сад № 8 с социумом и участие в мероприятиях различного уровня
Как видно из таблицы, наиболее активное взаимодействие наблюдается с отделом образования г. Мирного и плесецким СУ СРЦН. Следует также отметить достаточно широкий спектр различных учреждений, с которыми сотрудничает МДОУ, они находятся как в городе, так и за его пределами. С годами намечается тенденция увеличения числа учреждений, с которыми сотрудничает детский сад, что свидетельствует о повышении его социальной активности.
Публикации в СМИ о ДОУ
Газета «Четыре четверти» от 01.09.2008, статья «Сердце, тебе не хочется покоя»;
газета «Четыре четверти» от 01.09.2008, статья «Настоящий воспитатель – это тот, кто может войти в мир ребёнка добрым другом»;
газета «Вестник космодрома» от 14.10.2008, статья «Учитель года России – 2008»;
газета «Вестник космодрома» от 28.10.2008, статья «Добрый почин. Фестиваль-ярмарка “Успех – 2008”»;
газета «Вестник космодрома» от 11.11.2008, статья «Музыкальная радуга»;
газета «Вестник космодрома» от 25.11.2008, статья «На одном дыхании»;
газета «Вестник космодрома» от 02.12.2008, статья «Даты и люди»;
газета «Вестник космодрома» от 07.12.2008, статья «Наряжаем ёлку вместе»;
газета «Вестник космодрома» от 29.01.2009, статья «Мир не без добрых людей»;
газета «Регион Архангельск» от 26.02.2009, статья «Воспитатель года живёт в Мирном»;
газета «Регион Архангельск» от 12.03.2009, статья «Дошкольное образование Мирного представлено достойно»;
газета «Мир информации и рекламы», статья «Спасибо за семью»;
газета «Вестник космодрома» от 28.01.2010, статья «По зову сердца»;
газета «Плесецкие новости» от 30.01.2010, статья «Чудеса, да и только».
11. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Коллектив детского сада, анализируя свою деятельность, видит несколько проблем и путей их решения.
Исходя из проблемного анализа мы определили следующие направления дальнейшего развития нашего учреждения:
-
Повышать уровень квалификации воспитателей, создавая условия для их эффективной работы.
-
Использовать имеющиеся возможности для привлечения средств на совершенствование материально-технической базы.
-
Вести целенаправленную работу с родителями по повышению их заинтересованности в регулярном посещении детьми ДОУ.
-
Продолжать разработку внутреннего стандарта в образовании дошкольников.
В заключение хочется отметить, что в нашем детском саду работоспособный, творческий коллектив, и моя задача как руководителя – сохранить его, заинтересовать сотрудников работать именно здесь, родителей – приводить своих детей именно к нам.